Церковь Сергия Радонежского в Дымковской слободе

rad01

Церковь Сергия Радонежского

(Дымковская слобода, ул. Первая)

 

Церковь Сергия Радонежского входит в ансамбль церквей Дмитриевского прихода, расположенный в Дымковской Слободе. Считается, что первые деревянные церкви были построены здесь в 1383 г. в память участия устюжан в Куликовской битве. Тёплая церковь клетского типа играла в составе ансамбля деревянных храмов с.Дымково подчинённое положение. Судя по описаниям XVII в., в ансамбле Дмитровского прихода доминировали крупные шатровые постройки: холодная Дмитриевская церковь и колокольня.

Пришедшая в XVIII в. на смену деревянной каменная тёплая церковь также уступает размерами соседнему Дмитриевскому храму. Храм был построен в 1739–1747 гг. Нижний храм освящен 25 сентября 1749 г. во имя Святителя Николая. 17 сентября 1769 гг. был освящен во имя преподобного Сергия Радонежского размещённый на втором этаже второй тёплый храм.

В 1930 г. церковь была закрыта. В 1960 г. церковь поставлена на государственную охрану как памятник истории и культуры федерального значения.

В настоящее время здание церкви Дмитрия Солунского закреплено за Великоустюгским государственным музеем-заповедником.

Церковь соседствует с рас­положенным севернее летним храмом Дмитрия Солунского. Композиция церкви «кораблём» харак­терна для местного зодчества XVIII в. Церковь представляет собой вытянутое по линии запад–восток двухэтажное сооружение, почти полностью симметричное относительно продольной оси. Первый этаж состо­ит из храма, к которому с востока примыкает пятигранная апсида, а с за­пада – квадратная в плане трапезная и отдельная хозяйственная палата, связан­ная с помещениями под ведущим на второй этаж крыльцом. Четверик храма второго этажа церкви поставлен над трапезной нижней церкви, к нему также примыкают пятигранная апсида и квадратная трапезная. На примыкающую к трапезной паперть ведёт крыльцо с одномаршевой деревянной лестницей. Храм завершён украшенным угловыми полуколон­ками восьме­риком с узкими окнами, увенчанным восьмигранным барабаном. Луковичная главка с перехватом, имеющая в основании широкую «юбку», увенчана четырёхконечным крестом с «сиянием».

Декор фасадов выполнен из фасонного кирпича в традициях север­ного барокко, но с применением отдельных мотивов, характерных для предшествующего ХVII в. Углы первого этажа украшены филёнчатыми лопатками с запоминающимися звёздчатыми розетками, а второго – строенными полуколонками. По горизонтали гладь выбеленных стен разделяют выразительные членения, раскрепованные по пилястрам: многообломные цоколь и венчающий карниз, городчатый междуэтажный карниз. Выше карниза стены храма украшены рядом полуциркульных кокошников. Оконные проёмы окружены развитыми рамочными наличниками, над которыми в первом этаже расположены сандрики-«бровки», а на втором – прихотливые фронтоны. Вход в нижнюю церковь обрамлён перспективным порталом.

Вход в трапезную на втором этаже устроен с галереи, первоначально опиравшейся на аркаду. Пилоны крыльца украшены рустом, арки имеют замковые камни. Освещающие лестницу окна имеют «ползучие» арочные завершения. Рундук крыльца покрыт сферическим куполом.

Полы верхнего хра­ма и алтаря выполнены из белокаменных плит, в других помещениях они дощатые.

Первоначально железом были покрыты лишь апсида и купол храма, остальные кровли были крыты тёсом. Заложены арочные проёмы галереи под папертью. После закрытия были утрачены иконостасы. В 1983–1986 гг. проводились реставрационные работы под руководством архитектора Эдуарда Эдуардовича Наседкина.

  © А.В.Суворов

© Фото. А.А. Бобкова, И.Б. Воронин

Разработка сайта: Древности Севера совместно с Tour 3D