Собор Успения

 

yspen01

Собор Успения

(Советский проспект, 62)

На Соборном дворище, древнейшей площади Великого Устюга, возвышается сложный ансамбль, состоящий из пятиглавого Успенского собора и пристроенных к нему церкви Благовещения и колокольни. История Успенского собора насчитывает более семи веков. На строительство и украшение собора не раз поступали великокняжеские и царские пожалования. Впервые деревянный собор упоминается в 1290 г., когда для освящения построенного взамен сгоревшего собора в Устюг приехал ростовский епископ Тарасий (из чего следует, что собор существовал и до 1290 г.). На месте седьмого по счёту деревянного Успенского собора в 1619–1622 гг. по указу патриарха Московского Филарета из доходов Ростовской и Ярославской епархии выстроили первый в городе каменный храм, однако через девять лет он сильно пострадал от пожара. Строительство нового каменного собора «мирским подаянием и иждивением устюжан» по образцу главного храма Московской Руси – кремлёвского Успенского собора – велось с перерывами в 1639–1658 гг. В 1658 г. новый собор был освящён, а уже в 1679 г. пострадал от пожара.

Над созданием интерьера главного храма Устюга трудились искуснейшие устюжские, московские, ярославские мастера. Известны имена некоторых из них: столяры Иван Кулаков и Михаил Шурухин, резчики Самсон Соколов и Максим Бубнов, позолотчик Петр Лабзин, создатель деревянной скульптуры Василий Зеркальников, лепщики Пётр Круглов, Сергей Рубцов и другие.

В главном храме города почитались чудотворными древние иконы «Устюжское Благовещение» и «Богоматерь Одигитрия», храмовая икона «Успение Богоматери». Особо почиталась выносная икона «Богоматерь Одигитрия».

В соборе погребены шесть устюжских владык: Геласий, Александр, Боголеп, Сергий, Варлаам и Иоанн.

В последней трети XVIII в. образа для иконостаса писал протоиерей Успенского собора Василий Афанасьев Аленев, чьё творчество представляло новое для устюжской иконописи академическое направление. Современник иконописца академик Яков Фриз отмечал: «Город Устюг имеет право похвалиться иконописною работою и живописью… Сиеж самое искусство цветет ныне под надзиранием здешняго Успенскаго собора протоиерея Василия Аленева, которой в равном достоинстве состоит с наилучшими российскими живописцами». С именем Василия Аленева связывают и нигде более в России не имеющую себе подобных портретную галерею архиереев Великоустюжских и Тотемских – уникальную стенопись 70-х гг. XVIII в., сохранившуюся до наших дней.

После пожара 1679 г., когда сгорела деревянная шатровая зимняя церковь Козьмы и Демьяна, в 1680 г. начинается и строительство новой тёплой каменной церкви Успенского собора, которая примкнула к южной стене Успенского собора. Она расширялась в XVIII и XIX вв., и была переименована сначала в церковь Симеона и Анны, затем – в Благовещенскую. Возможно, также после пожара 1679 г. началось и возведение первой каменной соборной колокольни. Дата её постройки не известна, однако в писцовых книгах 1676–1683 гг. сообщается, что возле нового каменного собора существовала деревянная колокольня «на шести столбах».

Действующим собор был до конца 1929 г. После закрытия здание использовалось для размещения спецпоселенцев и (до 1976 г.) под склад. С 1970 г. по настоящее время в Благовещенской церкви размещается Центральная городская библиотека, где с 2003 г. проходят межрегиональные Прокопьевские чтения. Собор используется Великоустюгским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. В летнее время для посетителей открыт доступ на соборную колокольню, откуда открывается вид на историческую часть Великого Устюга.

Успенский собор расположен недалеко от набережной Сухоны. Это главное сооружение центрального соборного комплекса Великого Устюга. С восточной стороны от собора проходит Советский проспект. С южной и западной сторон близко к нему располагаются здания бывшего архиерейского дома и собор Иоанна Устюжского, с северной – городской сквер с памятником Семёну Дежневу.

Величественный пятиглавый холодный храм с южной стороны закрыт двухэтажной тёплой церковью Благовещения, пристроенной в несколько этапов. С восточной стороны к тёплой церкви примыкает высокая двухчастная соборная колокольня.

Собор Успения изначально был выдержан в строгих монументальных формах, заменённых в ходе перестроек XVIII–XIX вв. на барочные. В результате многочисленных переделок XVIII–XIX вв. Успенский собор имеет сложную планировочную структуру. Его основной объём состоит из храма и трёхчастной апсиды. Двухсветный храм в плане представляет почти квадрат. Угловые подпружные арки несут восьмилотковый свод и барабаны глав. На хоры храма ведёт внутристенная лестница, расположенная в северо-западном углу. Вход в храм осуществляется с северной и западной сторон.

Интерьер Успенского собора, выполненный во второй половине XVIII в., декорирован лепными украшениями в виде небольших скульптур, венков, гирлянд, карнизов. Выдержанный в духе развитого барокко, золочёный иконостас поражает тонкой резьбой по дереву: каннелированные коринфские колонны обвивают гирлянды цветов, выразительны орнаментальные розетки и ажурные рамы икон верхнего яруса.

Во время пожара 1679 г. была уничтожена деревянная тёплая церковь Козьмы и Демьяна, обгорели главы Успенского собора. В 1680 г. к собору с южной стороны пристраивается каменная тёплая церковь. Вероятно, тогда же (или несколько позднее) к ней пристраивают и каменную колокольню, первоначально шатровую. В 1728 г. была выломана западная стена собора и здание было расширено в этом направлении, в результате чего был в два раза сужен проход между Успенским и Иоанновским соборами. В XVIII в. собор и тёплая церковь не раз перестраиваются. В 1778 г. старые барабаны и главы собора были заменены ярусными восьмериками, которые до наших дней после многочисленных переделок сохранились в формах XIX в. В конце XVIII в. двухчастная соборная колокольня была надстроена и получила современное завершение в виде шпиля над восточной восьмигранной частью и четырёхскатного шатра над прямоугольной в плане западной, на которой размещались два крупных колокола весом 1054 и 500 пудов. В 1849 г. значительно расширена тёплая Благовещенская церковь. К этому же времени относится пристройка крылец к западному, северному и южному входам собора. После закрытия собора в декабре 1929 – январе 1930 г. с колокольни были сброшены колокола, в том числе уникальный «Варлаам» весом 1054 пуда, отлитый в Великом Устюге в 1754 г. В XX в. внутри храма была фрагментарно утрачена живопись, утрачено золочение глав и крестов, крест на колокольне. В последней четверти ХХ в. музеем-заповедником начата реставрация Успенского собора. В 1986 г. позолочены главы. В 1997 г. на соборную колокольню поднят первый колокол, а в 2008 г. – комплект из 9 колоколов. В настоящее время восстанавливается иконостас храма.

© М.В. Васильева, А.В. Суворов

© Фото. А.А.Бобков, А.В.Суворов

Разработка сайта: Древности Севера совместно с Tour 3D