Собор Прокопия Праведного
(Набережная, 57)
Вторым после Успенского собора по значению и по времени возникновения зданием соборного комплекса города Устюга стал храм, посвященный местному юродивому во Христе, чудотворцу, святому праведному Прокопию – небесному покровителю Великого Устюга, спасшему, согласно церковному преданию, город от «каменной тучи». Прокопий Устюжский, почитавшийся в Устюге, был причислен к местночтимым святых на Поместном соборе 1547 г. Он стал первым святым, прославленным Русской Православной Церковью в лике юродивых. День его памяти – 8 (21) июля.
В 1303 г. Прокопия похоронили на берегу реки в непосредственной близости к главному храму города под камнем, на котором он часто сидел. Над гробом Прокопия была построена скромная деревянная часовня, которую в 1471 г. заменили первой деревянной церковью, освященной в честь благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Храм стал памятником победоносного похода устюжан против казанских татар. Покровителям воинства Борису и Глебу, а затем и великомученику Георгию Победоносцу здесь были посвящены особые приделы. В 1495 г. после пожара эта церковь была отстроена заново и впервые освящена во имя Прокопия Устюжского. Деревянный храм неоднократно страдал от пожаров и времени, но после каждого восстановления храм сохранял величественную композицию «о пяти верхах». Завершение пяти шатрами в Устюге в этот период имели Успенский собор и ещё два храма, также имевшие значение памятников. К югу от холодного Прокопьевского храма существовала тёплая церковь Алексия, митрополита Московского, с приделом св. Василия Блаженного, позднее перестроенная в камне и включённая в комплекс Архиерейского дома. В описании 1620-х гг. при храме отмечена шатровая колокольня «о шести стенах».
В 1649 г. после очередного пожара оба придела Прокопьевской церкви были вынесены на Нижний посад, где при старой Архангелогородской дороге, «по конец Песьей слободы», были основаны две отдельно стоящие церкви: Борисоглебская и Георгиевская.
Над местом погребения святого в 1668 г. на средства устюжских «гостей» (купцов) братьев Василия и Афанасия Федотовичей Гусельниковых был возведён каменный храм Прокопия Устюжского. Редкий случай: известно имя создавшего храм мастера, это устюжанин Пётр Дмитриевич Котельников. Упоминание имени свидетельствует, что этот зодчий, видимо, был одним из творцов серии устюжских храмов середины XVII в. Храм стал третьей каменной постройкой на Соборном дворище.
В 1683 г. храм (как и соседний Иоанновский) приобрёл статус соборного.
В интерьере Прокопьевского собора сохранился прекрасный золочёный резной пятиярусный иконостас, созданный в XVIII в., после перестройки храма 1720-х гг. В нём в местном ряду – 11 икон XVII–XVIII вв.; в праздничном ряду – 19 праздничных икон конца XVII – начала XVIII в.; в деисусном ряду – 15 икон в рост, в среднике – Христос Вседержитель; в пророческом ряду – 15 икон в рост, в среднике – Коронование Богоматери; в праотеческом ряду – 15 поясных икон, в среднике – Бог Саваоф. Известно, что живописное Распятие, шесть клейм страстного цикла и восемь клейм на цокольной части иконостаса созданы иконописцем Прокопием Крыловским в конце XVIII в. Особую ценность представляют иконы местного ряда с изображением чтимого Христа ради юродивого: «Св. Прокопий в житии», которую датируют 1602 г., и икона, изображающая святого Прокопия, молящегося перед иконой Богоматери, – яркий памятник живописи строгановской школы, которая выделяется миниатюрным, декоративным письмом.
В стену трапезной храма к северу от крыльца заложен тёмно-серый камень (валун диабаза), принадлежавший, согласно преданию, к числу выпавших по молению Прокопия из «каменной тучи» за пределами города в местечке Котовалово.
В советское время в Прокопьевском соборе экспонировался также ряд реликвий, прежде украшавших другие великоустюжские церкви, например, царские врата из иконостаса собора Михайло-Архангельского монастыря.
В ХХ в. собор стал центром церковной жизни Великого Устюга. В советское время собор долгое время оставался одним из двух действовавших храмов и был закрыт позже других храмов, в 1940 г.; в 1946 г. был вновь открыт, и вновь закрыт в 1964 г. и передан музею. В части здания был размещён планетарий. Рака Прокопия временно находилась в единственной действовавшей церкви города – кладбищенской во имя святителя Стефана Пермского. В 1960 г. собор поставлен на государственную охрану как памятник истории и культуры федерального значения.
С 1994 г. службы были возобновлены в Тихоновском приделе, а с 1995 г. весь Прокопьевский собор находится в совместном пользовании Великоустюгского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и прихода собора святого праведного Прокопия Вологодской епархии Русской Православной Церкви. В 2008 г. на Рождественской службе в соборе, проведённой архиепископом Вологодским и Великоустюжским Максимилианом, присутствовал Президент России В.В. Путин.
Здание представляло собой один из характерных для XVII в. типов холодного храма: пятиглавый и трёхапсидный. Фасады Прокопьевского храма делились лопатками: восточный и западный – на три прясла, а северный и южный – на два, завершавшихся тремя декоративными закомарами с каждой из сторон. С трёх сторон главный объём окружала невысокая паперть, к юго-западному углу которой примыкала шатровая колокольня. Эта компоновка была свойственна устюжским соборным храмам XVII в. В отличие от крупных монастырских соборов, Прокопьевский храм был скромнее по размерам и не имел подклета. Внешне первоначальный Прокопьевский собор был, видимо, близок сохранившейся до наших дней устюжской Спасо-Преображенской церкви, построенной в 1696 г. как холодный собор одноимённого женского монастыря.
Оригинальность Прокопьевскому собору придавало решение внутреннего пространства: два столба в центре интерьера поддерживали сложную систему сводов и подпружных арок, на которые опирался световой барабан средней главы.
Оформление фасадов XVII – начала XVIII в. сохранилось у алтарной части собора и, частично, у его центрального объёма. Окна имеют лучковое завершение и скромное обрамление из фигурного кирпича. Над окнами апсид расположены треугольные сандрики. Карнизы декорированы валиками и поребриком – орнаментальной кирпичной кладкой.
После перестройки 1720-х гг. храм увенчивают дополнительно сооружённый второй ряд более мелких кокошников и пять глухих барабанов в виде восьмериков, в основании каждой грани которых расположен кокошник. Рёбра восьмериков украшены трёхчетвертными колонками, несущими раскрепованный городчатый карниз. На каждой грани барабанов помещены ниши с имитацией окон. Барабаны завершены восьмигранными главами с перетяжками. Оформление завершения храма близко приёмам, использованным при сооружении церкви Дмитрия Солунского в селе Дымково (1709 г.).
В 1724 г. интерьер церкви и алтарь украшены живописью по штукатурке.
Украшением собора является пятиярусный резной золоченый иконостас, возведённый после перестройки собора. Обилие и пышность объёмной резьбы свидетельствует о влиянии московского барокко.
Вид собора с Набережной определяет обширная трапезная (1901–1902 гг.) в псевдорусском стиле, свойственном местной гражданской архитектуре этого времени. Гладь стен разделяют лопатки, декорированные ширинками, несущие карниз с сухариками. Окна с арочными перемычками обрамлены массивными наличниками с полуколонками и ширинками с кладкой в виде четырёхконечных крестов. В центре западного фасада трапезной и у её юго-западного угла расположены два одинаковых крыльца-сени, каждое из которых увенчано тремя треугольными фронтонами с П-образным завершением, в тимпанах которых кладкой имитируется крыльцо с гирькой. Пилоны крылец повторяют оформлением лопатки стен. На западном фасаде по обе стороны крыльца расположены небольшие арочные фронтоны, увенчанные миниатюрными главками, упрощенно повторяющими оформление глав собора.
До наших дней Прокопьевский собор дошёл в значительно изменённом виде.
В 1695 г. по распоряжению епископа Александра была разобрана колокольня, кирпич использовали для строительства зданий Архиерейского двора.
В 1720–1724 гг. завершение собора было перестроено и приобрело сохранившийся до наших дней вид. Первоначальные своды вместе с несущими их столбами были разобраны. Надстроены стены, получившие второй ряд кокошников, сооружён четырёхлотковый сомкнутый свод, несущий новые восьмигранные главы.
Пол в соборе был выложен чугунными плитами.
В 1867–1868 гг. к храму с юга пристроили обширный придел, освящённый во имя святителя Тихона, епископа Воронежского, а с севера – ризницу.
В нижнем ярусе закомар собора снаружи были выполнены росписи, сохранившиеся до наших дней со значительными утратами. Декор фасадов был подчёркнут отводками красного и чёрного цветов.
В 1901–1902 гг. с запада вместо паперти возвели обширную трапезную с крыльцом в псевдорусском стиле. По линии западного фасада к трапезной с юга и севера пристраивается каменная ограда с воротами, частично сохранившаяся до наших дней.
В 1980–1990-е гг. выполнена реставрация фасадов, иконостаса и настенной живописи интерьера.
© А.В.Суворов
© Фото. А.А. Бобков