Дом Налединых
(ул. Красная, 76)
Этот богатый двухэтажный особняк с мезонином, выстроенный в стиле барокко, – один из лучших памятников гражданской архитектуры Великого Устюга. В книге Г.Н.Бочарова и В.П.Выголова достоинства дома характеризуются следующим образом: «Он является прекрасным образцом крупного устюжского купеческого особняка, выполненного в конце 1760-х – начале 1770-х годов (обозначен на плане города 1772 г.) в нарядном барочном стиле… Нарядностью своего барочного декора это здание уступает в Устюге лишь дому Шилова и представляет редкий пример подобной архитектуры XVIII века в северной провинции»[1]. Считается, что этот особняк был построен вскоре после дома Шилова, который, судя по сходству общего композиционного решения, послужил для него образцом[2].
Дом Неледина некогда был главным сооружением большой городской усадьбы на северной окраине бывшего Верхнего посада. Известный устюгский краевед Н.М.Кудрин в 1986 году писал, что «о размерах усадьбы можно судить по тому, что в 1790 году при доме купца Наледина был кожевенный завод, помещавшийся в здании на углу современных Красноармейской и Красной улиц, где ныне находится кондитерский цех хлебокомбината. По Красноармейской улице (если смотреть в сторону реки) при этом же доме стоял и другой одноэтажный корпус, занимаемый кладовыми (сейчас там находится пожарная команда)»[3].
После перепланировки города дом оказался в глубине квартала, а территория усадьбы значительно сократилась. Н.М.Кудрин так описывал произошедшие изменения: «Начавшаяся в глубине веков застройка Устюга от Городища, а затем и местности около Успенского собора имела бесплановый характер. Возможно, что прежние; жилые строения располагались там, где стоит здание нынешнего райисполкома и другие дома. Первая улица в этом месте, как говорят летописи, была Дресвянка, которая шла от городской осыпи до Соборной площади. А поскольку Дресвянка, если смотреть в обратном направлении, шла от Соборной площади по направлению к Воскресенской церкви (ныне мебельная фабрика), то она в документах названа «Воскресенская улица, а Дресвянка тож». С утверждением нового плана города в 1804 году и застройками согласно ему место Дресвянкинской улицы оказалось под городскими кварталами 14 и 21, получило название Соборной улицы (теперь Красноармейская улица.
Дом много раз менял собственников. В 1790 году он принадлежал купцу Неледину (по поводу написания фамилии есть расхождения – в работах таких известных авторов, как Н.М.Кудрин, В.П.Шильниковская, Г.Н.Бочаров, В.П.Выголов, он фигурирует как Наледин, в официальной охранной документации – Неледин). В 1840 году им владели Бабарыкины, а с 1867 года – купец Николай Орешников, продавший его купцу В. И. Кострову. Позднее, как указывает Н.М.Кудрин, домом владела купеческая вдова Варвара Васильевна Жилина (в паспорте памятника указана фамилия Филина).
В 1918 году дом был муниципализирован. С начала 1919 года в нём находился Губернский земельный отдел. Позднее первый этаж занимал народный суд 1-го и 2-го участков, а второй – губернская прокуратура. Затем здесь расположились общежитие и квартиры работников пожарной команды, а в 1930-е годы – школа для слепых подростков. Во время Великой Отечественной войны дом служил эвакуационным помещением. После война до конца 1960-х годов здесь располагались различные учреждения. В 1970 году в здании разместился городской Дом работников народного просвещения[4], позднее — центр повышения квалификации педагогических работников. Указом Президента РФ № 176 от 20 февраля 1995 г. дому присвоен статус памятника истории и культуры федерального значения. В настоящее время планируется реставрация здания.
Оригинально композиционное решение дома: прямоугольный в плане объем имеет срезанные углы и небольшой ризалит в центре главного фасада, над которым возвышается мезонин. Особо следует отметить выразительный декор этого особняка. Ризалит, мезонин, углы дома, межоконное пространство боковых фасадов декорированы пилястрами. На срезанных углах и ризалите первого этажа – рустовка. Стены украшает междуэтажный профилированный пояс. Завершает их широкий многообломный карниз, раскрепованный над пилястрами. Окна второго этажа и мезонина обрамляют фигурные наличники. Особенно привлекает внимание декоративное убранство ризалита и мезонина на главном фасаде: пышно украшенные лепниной пилястры и арочные оконные проемы второго этажа, во фронтоне мезонина – лепные гирлянды и венок.
Внутренне пространство дома разделено капитальными стенами на три части. В центральной части отгорожена прихожая с лестницей, ведущей на второй этаж. Боковые части разделены на три связанных между собой дверными проемами помещения. Планировка одинакова на обоих этажах. В мезонине, врезанном в крышу дома по поперечной оси (восток-запад), с обеих сторон имеется по одной разделённой лестничной площадкой комнате.
Ориентировочно во второй половине XIX века к дому с западной стороны была сделана пристройка с лестницей, ведущей на второй этаж. В 1968–1969 годах был проведён капитальный ремонт дома. Архитектор С.А.Никольский к перестройкам и утратам, изменившим первоначальный облик памятника относит следующее: «На мезонине сделана более низкая кровля. Переделаны почти все окна первого этажа. На первом и втором этаже заложена часть окон. Утрачен балкон на восточном фасаде. Сводчатые перекрытия первого этажа заменены на плоский потолок. Некоторые старые печи переложены, другие – разобраны. Заложена часть дверных проемов. Не сохранилась первоначальная отделка»[5].
[1] Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма. Л., 1983. С. 221–222.
[2] Шильниковская В.П. Великий Устюг. М., 1987. С. 193.
[3] Кудрин Н.М.Запечатленная память Записки краеведа. Архангельск: Сев.-Зап. кн.изд-во, 1986.С. 67.
[4] Кудрин Н.М.Запечатленная память Записки краеведа. Архангельск: Сев.-Зап. кн.изд-во, 1986.С. 67–68.
[5] Дом Нелединых,: паспорт памятника истории и культуры г. Великий Устюг / сост. С.А.Никольский // Архив АУК ВО «Вологдареставрация», отдел учёта.
© М.В. Васильева