Дом Ноготковых

IMGP1691

Дом Ноготковых

(Красная, 103)

Уникальный для Великого Устюга образец деревянного жилого дома, построенного в стиле классицизма. Согласно учётно-охранной документации, этот дом построен в первой половине XIX в. Об этом свидетельствуют его стилистические особенности. Первоначально он предназначался для использования под жильё. Известно, что в 1865 г. дом принадлежал купеческой вдове Александре Семёновне Худорожевой, затем – её наследникам. В 1890 г. дом приобрели братья Павел, Александр и Арсений Ноготковы. Их интерес именно к этому дом не был случайных: рядом (ул. Красная, 105) располагался дом их отца  «торгующего по свидетельству 2-й гильдии» крестьянина Н.А.Ноготкова, находящийся у него во владении с 1872 г. (в северной части этого дома на первом этаже находилась лавка).

В 1892 г. дом (ул. Красная, 103) перешёл в полную собственность Павла Николаевича Ноготкова.  Краевед Н.М.Кудрин писал, что на первом этаже находились кладовые, затем – квартиры прислуги. После революции дом в течение пяти лет по-прежнему использовался как жилой, после чего в нём разместился Северо-Двинский губернский военный комиссариат. В 1926 г. комиссариат был переведен в другое здание, а в доме Ноготкова расположились различные учреждения.

С 1930 г. здесь разместился радиоузел: на первом этаже находилась радиомонтажная мастерская; на втором – аппаратная, канцелярия и студия; в мезонине – квартира начальника райотдела связи; на крыше дома были установлены радиомачты. Н.М.Кудрин писал: «Аппаратура радиоузла в то время имела сборную конструкцию, изготовленную и смонтированную частично руками работавших здесь энтузиастов-радиолюбителей А.Н. Жигина, В.А.Воронцова, И.А.Морозова и других. Естественно, она мало удовлетворяла требованиям времени, поэтому в 1939 году получена и установлена новая аппаратура, позволившая  увеличить мощность радиоузла в два с половиной раза. Это позволило городу иметь более пяти тысяч радиоточек. Из студии радиоузла транслировались выступления не только отдельных людей, но крупных коллективов художественной самодеятельности. Передачи пользовались большой популярностью. В их подготовку много сил и энергии вкладывали местные журналисты и рабочие корреспонденты. Словом, студия радиоузла как бы продолжала вести эстафету, принятую от энтузиастов-предшественников».

В 1962 г. радиоузел перевели в другое здание, а дом Ноготкова снова стал использоваться по своему первоначальному назначению – был передан под жильё. В настоящее время, помимо жилых помещений имеются и офисные.

Дом Ноготкова был главным домом городской усадьбы. Главным фасадом этот дом выходит на красную линию улицы. К северу от него сохранился двухэтажный каменный флигель, построенный в 1904 г. (ул. Красная, 101), а к югу  ещё в 1980-е гг. находился  не сохранившийся до наших дней небольшой двухэтажный каменный дом, объединённый с одноэтажной хозпостройкой (ул. Красная, 105). В 1995 г. усадьба Ноготкова вошла в список памятников федерального значения.

Дом выполнен в стиле классицизма. Деревянный сруб дома стоит на кирпичном цокольном этаже.  В плане дом близок к квадрату. Центральную часть главного фасада украшает портик с четырьмя деревянными, опирающимися на креповку цоколя полуколоннами с близким к тосканскому ордером.  Над портиком находится мезонин, балкон которого опирается на полуколонны. Ограждение балкона кованое. В центре мезонина – дверь, фланкированная окнами; завершает его треугольный фронтон; кровля мезонина двускатная. Мезонин, проходящий по оси запад-восток, со стороны дворового фасада имеет лоджию, треугольный фронтон который поддерживают четыре колонны. Вальмовая кровля дома прорезана с севера и юга треугольными фронтонами чердаков с трёхчастными арочными окнами. Со стороны дворового фасада пристроены сени (первый этаж кирпичный, второй деревянный). Парадный вход находился на северном фасаде дома. Фасады обшиты тёсом. В деревянной части дома парадные комнаты, расположенные вдоль улицы, были объединены в анфиладу.

В интерьере еще в конце 1980-х гг. сохранялись старинные двери с ромбовидными и восьмигранными филёнками, деревянные полы с фризом, тянутые карнизы и изразцовые печи. Особенно примечательны изразцовые печи. В гостиной угловая печь с вогнутым зеркалом, выполненная в классических формах, была выложена из белого кафеля. В комнате, расположенной в южной части анфилады, угловая печь выполнена в другом стиле – в её оформлении присутствуют барочные черты, изразцы декорированы рельефом, орнамент нанесён зелёной краской по белому фону. Печь на мезонине  облицована кафелем с кобальтовыми вазонами на белом фоне.

По всей видимости, на рубеже XIX–XX вв. на главном фасаде появился металлический декор, на восточном – пристроены сени, в цокольном этаже переделаны оконные проёмы. В начале XXI в. дом подвергался ремонту. Прежде он был обшит широким гладким тёсом на кованых гвоздях. В настоящее время обшивка дома заменена. До ремонта во фронтонах мезонина были небольшие полуциркульные чердачные окна. В ходе ремонта были убраны и позднее не восстановлены выполненные в стиле модерн водосточные трубы, украшенные просечным орнаментом и накладными кистями. Со стороны главного фасада зашиты центральные окна первого и цокольного этажей. Производились перепланировки помещений.

©  М.В. Васильева, А.В.Суворов

Разработка сайта: Древности Севера совместно с Tour 3D